Круги на полях
Летом 1990 года британские средства массовой
информации охватило истерическое волнение: более семисот кругов
совершенно непонятного происхождения появились на полях, засеянных
разными зерновыми культурами. Конечно, такое случалось не в первый раз.
Еще в августе 1980-го в некоторых долинах Уилгшира незадолго до сбора
урожая обнаружились эти "зерновые круги", как их прозвали. С каждым
годом их становилось все больше, но девяностый превзошел все предыдущие
как по количеству загадочных чертежей на земле, так и по изысканности и
сложности их исполнения.Теперь то были не просто круги, а целые группки
по три, по пять, а также чрезвычайно подозрительные пиктограммы,
включающие изображения решеток, прямоугольников и даже стрелок: дух
захватывало при взгляде на них с воздуха.
Впервые услыхав про эти самые рисунки, люди, разглядев несколько дюжин
фото в газетах, пожелали узнать, зачем они и что их создало. Тут уж и
ученым пришлось кончить игнорировать давно известные им факты и
приняться за обсуждение загадочного явления. Академическая наука
выступила с пробным разъяснением, которое закоренелые мистериологи и
группа созерцателей кругов от парламента быстро отвергли (во многом
благодаря тому, что сами мистериологи, занимаясь этим подольше ученых,
уже успели выдвинуть похожие теории и имели время от них отказаться).
Сейчас, в середине девяностых, мы по-прежнему ничего не знаем о творце
этих рисунков, но по крайней мере кажется интересным и поучительным
узнать краткую историю этого завораживающего феномена.
Хотя зерновые круги периодически встречают по всей Северной Англии (и
даже в Уэльсе), подавляющее большинство рисунков приходится на два
графства - Хэмпшир и Уилтшир. И конечно же, это не исключительно
английское явление - ныне выяснено, что еще в двадцати четырех странах
материковой Европы есть что-то подобное, а самый ранний пример касается
Голландии 1503 года. Но даже принимая все это, стоит признать, что
именно Англия в деле загадочных рисунков истинный чемпион, а к двум
графствам, в старые времена составлявшим британское государство
Уэссекс, относится более девяноста процентов всех изображений. Почему
так - неизвестно, впрочем, подобным же образом можно ответить на все
вопросы, связанные с этим явлением. В шестидесятые годы Уэссекс стал
популярным у всяких оккультных сект и исследователей НЛО, считавших,
что соседство памятников типа Стоунхенджа и других так называемых
мистических точек обеспечивают идеальное место для связи с земными
силами и пришельцами. И когда в восьмидесятые начали возникать круги,
все эти люди решили, что лучшего доказательства их веры им не найти.
Бульварные газеты раструбили их мнение по всей стране, и на какое-то
время в массовом сознании британцев инопланетяне признавались наиболее
подходящими ответчиками за эти странные урожаи. Но, к сожалению, рост
количества кругов никак не принес увеличения встреч с НЛО, никакой
прямой связи между ними так и не нашли, и теория понемногу потеряла
популярность. Пока уфологи пестовали свои доморощенные гипотезы, ученые
разных отраслей знания взялись за это дело всерьез и предложили целый
ряд удобоваримых гипотез. Здесь были и брачные странности кротов,
кроликов, примешались даже кишечные газы быков.
Некоторые биологи заявили, что рисунки - результат необычного роста
грибов, а эксперты по вооружению предположили, что они исполнены
случайно беспилотными самолетами, запускаемыми периодически с военных
баз Уэссекса. Ведущий французский ученый считал, что круги - побочный
эффект выстрелов из тайного оружия, снаряды, мол, поражая воздушные
цели, отскакивали на землю и чертили на ней все что угодно, экологи
винили во всем озоновые дыры. Ни одна из этих естественных теорий так и
не завоевала особого признания, люди склонялись к сверхъестественным
объяснениям. Но вот английский метеоролог доктор Тереке Миден выдвинул
свою теорию - о существовании особых потоков воздуха, которые он назвал
'стационарными очарованными вихрями'. Приравнивая это явление к ветрам
'чертовой пыли', которые, как известно, засасывают разный мусор и песок
в пустынях и других жарких местах, Миден вывел комбинацию
метеорологических и географических факторов, необходимых для создания
рисунков, подобных британским.
И - ура! - они вполне соответствовали тем, которые властвуют над
природой тех мест в Уэссексе, а когда фермеры прибавили, что они лично
иногда видели, как небольшие вихри поднимали клочки сена с земли, то
газеты и публика сочли, что загадка наконец решена.
Однако образования более сложных круговых рисунков, возникшие в
середине 1980-х, включая и совершенно изумительные схемы в Братоне
(Уилтшир), казалось, должны были поколебать уверенность Мидена. Ничуть.
В ответ метеоролог слегка усовершенствовал свою идею, предположив, что
эти самые стационарные вихри могут производить и миниатюрные ураганы,
которые при соответствующих атмосферных условиях (в теплые, тихие дни)
накапливают электричество и образуют устойчивую колонну завивающегося
книзу воздуха.
Такой ураган, возвестил Миден, способен подниматься и опускаться,
оставляя отпечатки нескольких кругов на полях. Хотя, безусловно, то же
самое может происходить над дорогами и водой, но там следов просто не
остается. Снова большинство специалистов уверовало в теории Мидена, но
простым людям изощренность производства кругов показалась очевидным
признаком разума, хотя ученые и поспешили указать на многие
естественные явления, такие, как снежинки, тоже весьма изумительные по
совершенству исполнения. Но даже замысловатые построения Мидена не
могли объяснить дьявольски изощренные рисунки, возникшие на юге Англии
в девяностых годах. Треугольные группы кругов, прямоугольные фигуры,
линейные композиции, асимметричные пятна и даже стрелки - все это
попадалось среди изображений низинной Англии.
Некоторые исследователи паранормальных явлений сразу выдвинули теорию
посланий - и многие религиозные деятели усмотрели в них начертания,
предвещающие близкий конец света. Ученые же наконец обратились к своей
любимой гипотезе - о подделке. Проблема была лишь в том, что
пиктограммы оказались чересчур сложны и так огромны, что только целая
армия обученных и оснащенных прекрасной техникой людей смогли бы их
нанести - да к тому же на полях бдительных фермеров. Между тем рисунки
возникали буквально за ночь, и никто из хозяев полей ни разу не видел
тайные бригады фальсификаторов в окрестностях своих владений.
|