В большинстве случаев привидения проявляют свое присутствие другими способами: прикосновениями, глухими шумами или постукиваниями, завываниями, звуками, напоминающими голоса животных, другими странными шумами, а также запахами необъяснимого происхождения. Начиная с конца XIX века, исследователи, работавшие в области психики, парапсихологи и представители других областей науки посвятили много усилий изучению привидений. Была собрана и проанализирована информация по десяткам тысяч случаев. Для объяснения этих явлений выдвигались самые различные теории, и все же до сей поры исследователи имеют весьма мало достоверной информации о привидениях
Понятие "душа" с трудом поддается определению, потому что в разных контекстах оно употреблялось по-разному. В сущности, оно обозначает жизненную силу индивида, в отличие от его физического тела. Иногда проводят тройственное различение — тела, души и духа. В этом случае "дух" обозначает жизненную силу, а душа — ядро человеческой личности. Во всех религиозных традициях, за исключением классического буддизма, душа считается бессмертной, хотя в разные жизненные сроки она может соединяться с разными физическими телами.
Буддийское учение об anatta, или "отсутствии души", говорит о том, что душа является плодом человеческого воображения, откуда следует, что она не способна сохраняться после смерти тела. Перевоплощение является следствием кармы — суммы всех поступков, хороших и дурных, — и не включает в себя передачу сознания или личности от одной жизни к другой. Согласно христианству и другим ведущим религиям Запада, душа индивида творится Богом в начале каждой новой жизни и вкладывается Им в тело человека. После смерти тела душа не умирает, а продолжает существовать в загробном мире. Христиане верят, что в конечном итоге индивида ждет телесное воскресение.
Духи могут быть видимыми, однако лишь незначительное число случаев предполагает воспринимаемые зрением образы. В основном духи дают знать о своем присутствии посредством таинственных звуков, запахов, холодных дуновений и движения предметов. В архаическом значении слово "дух" означает душу или особую нематериальную субстанцию, независимую от тела человека. После смерти душа отправляется в преисподнюю, или загробный мир, порой на дно озера или по ту сторону океана, на небо или на луну, или на запад, куда заходит солнце.
По-разному представляли себе, что происходит с душой. Например, меланезийцы убеждены, что душа после смерти разделяется на две части: adaro — дух, воплощающий все дурное, что было в человеке, и aunga — доброе начало. Духи переселяются на соседние острова или в подземный мир. К месту своего обитания они следуют по суше или на корабле смерти. Прибыв туда, они сортируются правителем духов на плохих и хороших, в соответствии с их сущностью. На разных островах существуют разные верования. Но, как правило, adaro в конечном итоге умирает, тогда как aunga ожидает счастливая жизнь. В Меланезии, как и в других анимистических обществах, чтят души умерших. В частности, на Сан-Кристобале почитают adaro. Духи отличаются от figaro — духа, который никогда не имел человеческого обличия.
Так же и представления китайцев включают два, а то и три аспекта души, чем и объясняется то, что умерший может обнаруживать свое присутствие не в одном месте, а в нескольких местах сразу. Имеются лучшая и худшая части души, а помимо того — третья, которая обитает в алтаре предков, где родственники молятся на нее. Фактически во всех культурах в то или иное время бытовали убеждения, что духи умерших могут возвращаться в мир живых людей или в телесной форме ("гуляющий мертвец"), или сенсорной форме. Когда они возвращаются, они могут иметь благожелательные или злые намерения. В культурах, где существует поклонение предкам, возвращение умершего воспринимается как должное, они зачастую считаются пребывающими в том же доме, что и живые. На Западе душе надлежало отбывать к месту своего вечного пребывания, или к Богу на небеса или к Дьяволу в преисподнюю (или занимать между ними промежуточное положение в чистилище). Вследствие этого возвратившийся покойник воспринимался как нечто противоестественное и пугающее — возможная проделка дьявола. Католицизм допускает, что души, пребывающие в чистилище, могут вернуться в виде призрака, но не в телесной форме. Духи просят живых молиться за них. В прежние времена протестанты обычно верили, что мертвецы не могут возвращаться, и духи есть дьявольские существа, выдающие себя за умерших людей. Эти представления продолжают существовать и поныне, особенно среди правоверных христиан. В восточноевропейской мифологии существовали вампиры — вернувшиеся мертвецы, которые нападали на живых людей.
Последователи спиритизма верят, что духи — это души умерших, оказавшиеся на земле или потому, что они пребывают в смятенном состоянии, или оттого, что до сих пор не воспринимают себя умершими. Медиумы верят, что могут общаться с духами и те помогают им проявить себя. Многочисленные истории о вернувшихся умерших строятся на следующем: дух возвращается, чтобы отомстить своему вероломному убийце (см. Дух из Гринбрира), позаботиться о незавершенных делах; передать важную информацию, не сообщенную при жизни; покарать живущих врагов; защитить близких людей или дать совет; вознаградить живых (см. Благодарный мертвец) или же просто вторично разыграть свою смерть. В фольклоре считалось, что духи ведут себя как обычные люди — едят, пьют и выглядят вполне нормально. Это и вводит в заблуждение тех, кто сталкивается с ними, пока не обнаруживается истина.
В каждой культуре существуют суеверия относительно духов. Например, в европейском фольклоре широко распространены следующие поверья: никогда нельзя касаться духа; духи не могут перейти текущую воду (так же как колдуны, вампиры, демоны и другие злобные существа); духи появляются только по ночам; духам присущи специфические запахи. Запахи и есть второй наиболее характерный признак привидения. Однако неверно, что духи появляются только по ночам, многие появляются и днем. Можно предположить, что видимые глазу туманные формы ночью различить легче или что человек более восприимчив к ясновидению по ночам, когда пребывает в расслабленном состоянии или спит (многие духи являются во снах или пробуждают людей ото сна). Помимо того, подобные условия можно считать благоприятствующими возникновению галлюцинаций. Как рассказывали, во многих случаях духи являлись в сумерках (американский исследователь духов Дейл Качмарек называл подобные истории "спальными эпизодами"). Рассказчики утверждали, что бодрствовали, в то время как они спали или пребывали в состоянии дремоты. Многие духи, о которых сообщали, могли быть просто игрой света и тени. Те же духи, о которых сообщалось в связи с грозами, могли быть вызваны электрическими разрядами в атмосфере. Вопреки народным поверьям, духи чаще встречаются не на кладбищах, а в постройках — домах и зданиях. В Гонконге огромное число духов соотносится со зданиями, которые во время второй мировой войны занимали японцы. Во многих из них проводили допросы, и, как говорят, сотни китайцев были там замучены. Помимо этих зданий, отмеченных японской оккупацией, местами, где чаще всего обитают духи, являются больницы.
По утверждению исследователей явлений психики, подавляющее большинство сообщений о духах, изучавшееся ими, в действительности имеют естественное объяснение. Однако же остается небольшое число случаев — приблизительно около двух процентов, — которым невозможно найти объяснения. Исследователи не могут понять, в чем тут дело. За сто с лишним лет научной работы в этой области они так и не определились окончательно по поводу духов и их природы. Исследователи так и не пришли к единодушному заключению, являются ли духи объективной реальностью или порождением фантазии, имеют ли они разум и индивидуальность, представляют ли они собой психические следы минувших событий. Возможно также предположить, что существуют различные виды духов. Фредерик У.Т.Майерс, создатель Общества для изучения психических явлений в Лондоне, определял духа как "проявление постоянной персональной энергии или как указание на некую разновидность силы, которая проявляет себя после смерти и которая в каком-то отношении связана с прежде существовавшей личностью". Майерс не считал, что духи обладают сознанием или являются разумными существами. Однако был убежден, что они представляют непроизвольную проекцию сознания, имеющего свой центр где-то в другом месте. Последующие исследователи не согласились с ним, утверждая, что, по крайней мере, некоторые духи могут обладать сознанием. Во всех обществах существовали способы и ритуалы, определяющие поведение по отношению к причиняющим беспокойство духам. Экзорцизм применялся против духов, приносящих несчастье, болезни и неудачи. В христианстве был официальный религиозный обряд для изгнания нечистой силы, всецело завладевшей человеком, а не просто духов. Тем не менее, духовные лица разных вероисповеданий совершают религиозные действа, чтобы "избавить", "освободить" от духа.
Духи могут представлять также места — например, горы, озера, деревья и особенно священные места. Духи широко представлены в мировых религиях и фольклоре. Обычно верят, что они существуют в некоей невидимой сфере, которую можно видеть при определенных обстоятельствах. Ее видят также люди, обладающие даром ясновидения. Считается, что духи регулярно вмешиваются в человеческие дела, принося пользу или причиняя вред. Духи выступают в многочисленных обликах, таких как феи, эльфы, обитатели домов или рабочих мест, чудовища, демоны и ангелы. В анимистических представлениях (Анимизм) духи персонифицируют основные качества, характеристики и элементарные силы, которые узнают, ублажают и которым поклоняются. Истории о духах, их пришествии на землю и взаимодействиях с человеческим родом содержатся в мифах. В разных космологиях духи выстраиваются в иерархические ряды. Во многих обществах, включая анимистические, родовым духам умерших воздают особые почести и поклонение. Такие духи обычно проживают в жилище, где для них создается специальный алтарь, или дом. Они питаются жертвоприношениями, познаются в ритуале; люди ищут их совета и защиты. В точном смысле слова дух не есть призрак или дух умершего, хотя различие между этими двумя существами часто очень смутное. Спиритуалисты исповедуют веру в бессмертие души и говорят о духах мертвых, контакт с которыми устанавливается медиумами. Не является дух и душой, хотя термин "дух" часто используется для описания души. Например, Фредерик У.Г. Майерс, основатель Общества психических исследований, в своей книге "Человеческая личность и ее выживание после смерти тела" (1903) утверждал, что дух есть "та непознанная часть человеческой личности, ...которую мы различаем как действующую до или после смерти". Аналогично этому медиум Артур Форд определил дух как "не что иное, как поток сознания личности, с которой мы встречаемся в каждом человеческом существе". Именно это, утверждал Форд, и переживает смерть — не как духовное видение, но как "продолговатое пятно". Форд основывал свои взгляды на посланиях св. Павла, который писал о духовном теле. Дух-"хозяин" Форда Флетчер называл дух "восставшим" телом, которое человек принимает после смерти и которое не стареет и не имеет физических изъянов. После смерти дух принимает совершенное зрелое духовное тело: старые делаются молодыми, а молодые — зрелыми. Духовное тело не имеет одежд в земном понимании, но есть покров из света и проекция мысли.
Типы привидений
Перед рассмотрением теорий, предлагаемых для объяснения появления привидений, полезно пояснить, как исследователи классифицируют различные типы таких явлений. Те привидения, факт наблюдения которых подтверждается какими-либо обстоятельствами, называются "достоверными" и представляют наибольшую ценность для парапсихологов. Многие из исследователей, интересы которых лежат в данной области, разработали для себя свою собственную классификацию. Ниже перечисляются основные категории, рассматриваемые различными обществами исследователей, работавших в области психики.
"Кризисные" привидения
В данном случае речь идет о привидениях, являющихся в момент переживаемого агентом наивысшего кризиса (особенно перед смертью). В большинстве случаев такие привидения появляются перед теми, с кем агента связывают самые тесные эмоциональные узы. Видимо, большая часть "кризисных" привидений имеет своей целью сообщить живым людям, что агент умирает или только что умер. Некоторые из них даже совершают жесты, указывая на свои смертельные раны. "Кризисные" привидения являются как в снах наяву, так и в нормальных снах.
Привидения умерших
В большинстве таких случаев можно говорить о наличии тесных эмоциональных связей между наблюдателем и тем человеком, в чьем облике предстает привидение. Видимо, здесь целью является внесение успокоения в сердца скорбящих или сообщение некоторой информации, касающейся завещания или какого-то незавершенного покойником дела. Скажем, после своей смерти Данте являлся сыну и подталкивал того к поискам потайных мест, где были спрятаны последние песни его "Божественной комедии". Сын ничего не знал об их существовании. Привидения умерших могут появляться даже спустя годы, представая в какие-то кризисные моменты перед любившими их живыми людьми.
Коллективные привидения
Большинство привидений как живых, так, умерших предстает перед перципиентами, когда те находятся в одиночестве. "Коллективными" называются такие привидения, которых наблюдают сразу несколько человек (по крайней мере, больше одного). Такие случае отмечались как среди привидений, "привязанных" к одному месту, так и среди "кризисных" привидений. Примерно треть всех описанных случаев относится именно к категории коллективных привидений. Следует иметь в виду, что в группу перципиентов могут входить и животные, по реакции которых можно утверждать, что они заметили нечто необычное. К примеру, собака может заскулить и спрятаться, а кошка — выгнуть спину дугой.
Взаимные привидения
К данной категории относятся привидения живых людей, причем агент и перципиент как бы видят друг друга. В большинстве случаев подобного рода агент испытывает огромное желание находиться рядом с перципиентом (это желание может быть обусловлено чувством одиночества, тоской, любовью или тревогой). Агент внезапно обнаруживает себя оказавшимся в непосредственной близости от перципиента, который, в свою очередь, наблюдает агента. Взаимные привидения могут быть одновременно и коллективными. Одно из возможных объяснений такого явления заключается в том, что агент может "проецироваться" из состояния, допускающего ощущение отстраненности.
Привидения на смертном одре
Имеется не так уж мало свидетельств о том, что людям, стоящим на пороге смерти, являются ангелоподобные создания, различные религиозные фигуры, светящиеся очертания и образы любимых людей. При этом в некоторых случаях привидения наблюдались также и теми, кто ухаживал за умирающим больным.
Привидения, намекающие на перевоплощение
Сообщалось также о случаях своего рода "вещих снов", когда усопший являлся во сне члену той семьи, в которой умершему человеку суждено родиться и получить, таким образом, свое новое телесное воплощение. Сны такого рода весьма обычны у тлингитов и представителей других племен североамериканских индейцев, обитающих на северо-западе континента, а также у турок, бирманцев и жителей Таиланда. Известно, что иногда в Бирме или Таиланде ребенок обнаруживает какие-то обрывки воспоминаний о своих прежних жизнях и говорит, что помнит, как он посылал своей будущей семье "вещий сон" о предстоящем появлении. Иногда (правда, довольно редко) ребенок может появиться в виде привидения своей будущей матери.
Физические проявления имеют целью привлечь наше внимание к чему-либо и убедить нас в присутствии силы, превосходящей человека. Высокие духи не занимаются таким родом проявления; они пользуются для произведения их низшими духами, как мы пользуемся слугами для грубой работы, и все это ради цели, которую мы только что указали. После того как цель эта раз достигнута, материальное проявление прекращается, потому что в нем больше нет необходимости. Один пример даст лучше понять это.
С некоторых пор в комнате одного из наших друзей стали раздаваться различные шумы, ставшие очень утомительными. Когда представился случай спросить дух его отца через пишущего медиума, он узнал, что от него хотели, сделал то, что ему советовали, и с той поры он больше ничего не слышал. Следует отметить, что лица, имеющие более регулярное и легкое средство общения с духами, имеют значительно реже манифестации этого рода, что и понятно. Раз регулярные отношения с ними установлены, то стуки оказываются бесполезны и потому не имеют места. В барабан перестают бить после того, как разбуженные солдаты поднялись.
Самопроизвольные проявления не всегда сводятся к шумам и стукам; иногда они превращаются в настоящий грохот и пертурбации; мебель и различные предметы оказываются опрокинутыми, самые разные вещи выброшенными наружу, двери и окна распахнуты и затворяемы незримыми руками, оконные стекла разбиты, что не может быть списано на счет иллюзии.
Опрокидывание мебели и предметов зачастую очень действенно, но иногда оно имеет лишь видимость действительности. Слышится шум в соседней комнате, звон посуды, которая падает и с шумом разбивается, поленья перекатываются по полу; но стоит лишь войти в комнату — и все оказывается лежащим на своем месте и в полном порядке; затем, однако, когда выйдут, шум и грохот возобновляются.
Проявления этого рода ни редки, ни новы; мало таких местных хроник, кои не содержали бы какую-нибудь историю этого рода. Страх, без сомнения, зачастую преувеличивал факты, каковые принимали тогда катастрофически смехотворные очертания, переходя из уст в уста; предрассудок приходил на помощь, и дома, в коих явления эти происходили, оказывались признаны посещаемыми дьяволом, и отсюда же всевозможные чудесные и странные сказки о привидениях.
С другой стороны, коварство не упустило столь прекрасного случая поэксплуатировать людскую доверчивость, делая это главным образом в интересах личной выгоды. Можно, впрочем, понять, какое впечатление факты этого рода, даже сведенные к реальности, могут произвести на слабые характеры, предрасположенные образованием к предрассудочным идеям. Самое верное средство предупредить неудобства, кои явления эти могут иметь, поскольку нельзя помешать им произвестись, это дать узнать правду о них. Самые простые вещи делаются устрашающими, когда неизвестна их причина. Когда люди близко познакомятся с духами и те, кому они являются, перестанут верить, будто их преследует полчище демонов, они перестанут бояться их.
Явления этого рода часто имеют характер самого настоящего преследования. Мы знаем шестерых сестер, живших вместе и которые в течение многих лет по утрам находили платья свои разбросанными, спрятанными вплоть до чердака и крыши, разорванными и разрезанными на куски, какие бы предосторожности они ни предпринимали, чтобы закрыть одежду свою на ключ. Часто случалось, что люди, уже легшие спать, но еще не заснувшие, видели, как колышутся занавески, как затем с них, лежащих на постели, яростно срывают одеяла и выдергивают из-под них подушки, а сами они оказываются приподняты в воздух на матрацах, а иногда даже и выброшены из постели.Факты эти более часты, чем полагают: но те, кто являются их жертвами, чаще всего не осмеливаются об этом говорить из страха быть поднятыми на смех. Нам известно о том, что полагали излечить некоторых людей от того, что рассматривалось как галлюцинации, подвергнув их лечению, рассчитанному на сумасшедших, что сделало их действительно помешанными. Медицина не может понять этих вещей, потому что она допускает в причинах лишь матерьяльный элемент, из чего следуют зачастую пагубные недоразумения. История со временем будет рассказывать о некоторых способах лечения, принятых в этом веке, как сегодня рассказывают о некоторых врачеватель-ных способах и приемах средневековья.
Мы вполне допускаем, что некоторые факты являются делом козней и злонамеренности; но если, при всех констатаци-ях, остается признанным, что они не суть дело рук людей, то надо тогда согласиться, что они суть дело рук дьявола, скажут одни, мы же говорим, что — духов; но каких духов, вот в чем вопрос.
Высшие духи, как среди нас люди значительные и серьезные, не развлекаются тем, чтоб поднимать шум. Мы часто вызывали низших духов, чтобы спросить их о побуждениях, каковые заставляют их таким образом нарушать людской покой. Большинство из них не имеет другой цели, кроме как позабавиться; то духи скорее легкомысленные, чем злые, которых забавляет страх, коий они вызывают, и напрасные поиски, каковые предпринимают, чтоб открыть причину суматохи.
Часто они упорствуют в преследовании одного какого-либо лица, которого им нравится раздражать и коего они преследуют из жилища в жилище; в других случаях они привязываются к какому-либо помещению без иного мотива, кроме собственного каприза. Иногда также это и месть, коию они осуществляют, как мы будем иметь возможность показать. В некоторых случаях их намеренье более похвально; они хотят обратить внимание и вступить в отношения, либо для того, чтоб дать полезное предупреждение лицу, к которому они обращаются, либо же для того, чтоб испросить что-то для себя самих.
Мы часто видели, как одни из них просят молитв, другие настойчиво просят выполнить от их имени какое-либо обещание, которое они выполнить не смогли или не успели; иные, наконец, желают в интересах их собственного успокоения исправить какое-либо дурное действие, совершенное ими при жизни. В общем, люди не правы, пугаясь их; их присутствие может быть докучным, но не опасным. Впрочем, можно понять желание, испытываемое людьми, освободиться от них, но только для этого обыкновенно делают как раз противоположное тому, что следовало бы делать.
Если это суть духи забавляющиеся, то чем серьезнее вы принимаете дело, тем больше они упорствуют, как озорные дети, которые докучают тем сильнее, чем больше из-за них теряют терпение, и которые нагоняют страх на трусов. Если б вы приняли мудрое решение самим смеяться над их дурными проделками, то в конце концов им бы их занятие надоело и они б успокоились. Мы знаем кое-кого, кто, вместо того чтоб раздражаться, побуждал их с вызовом сделать ту или иную глупость, доведя их до того, что по прошествии нескольких дней они оставили его в покое и больше не возвращались.
Но, как мы уже сказали, есть среди них и такие, побужденье которых не так легкомысленно. Вот почему всегда полезно знать, чего они, собственно, хотят. Если они о чем-нибудь просят, можно быть уверенным, что они прекратят свои посещения, как только желанье их будет удовлетворено. Самое лучшее средство просветиться на этот счет — это вызвать духа через посредство хорошего пишущего медиума; по его ответам можно будет сразу увидеть, с кем приходится иметь дело, и действовать соответственно; если это несчастный дух, милосердие требует общаться с ним с тем вниманием, коего он заслуживает; если это дурной шутник, то с ним можно не церемониться; если он злонамерен, то нужно молиться Богу, чтоб он сделался лучшим.
Независимо от причины, молитва всегда может иметь лишь положительный результат. Но строгая серьезность заклина-тельных формул и экзорцизмов лишь смешит их, и они совершенно не принимают их в расчет. Если вы можете вступить в общение с ними, то не доверяйте шутовским и устрашающим квалификациям, кои они иногда дают себе, чтоб позабавиться над людской доверчивостью.
Эти явления, хотя и исполняемые низшими духами, часто провоцируются духами более высокого порядка с тем, что-бы убедить нас в существовании существ бестелесных и возможностями превосходящих человека. Отголоски этого, даже ужас, который это вызывает, привлекают внимание и в конце концов откроют глаза самым отъявленным скептикам^ Эти последние находят более простым'списать явления эти на счет воображения, что есть объяснение очень удобное, избавляющее еще к тому же от необходимости объяснять что-либо еще; однако, когда предметы оказываются опрокинутыми или брошенными скептику в лицо, потребовалось бы весьма упрямое воображение, чтобы утверждать, будто подобные вещи не происходят, когда они произошли.
Когда обнаружено какое-либо действие, это действие необходимо имеет некую причину; если холодное и спокойное наблюдение доказывает нам, что действие это независимо от всякой человеческой воли и от всякой матерьяльной причины, если к тому же оно обнаруживает очевидные признаки разумности и свободной воли, что является самым характеристическим признаком, то мы оказываемся необходимо вынужденными приписать его некоему оккультному разуму.
Каковы же эти таинственные существа? Это и есть то, что спиритические исследования позволяют нам узнать наименее опровержимым образом чрез средства, кои они дают, чтобы сообщаться с ними. Эти исследования, помимо того, дают нам узнать то, что есть действительного, ложного или преувеличенного в тех явлениях, в коих мы не отдаем себе отчета.
Если происходит некое странное явление: шум, перемещение предметов, даже появление человеческих форм, то первая мысль, которая должна прийти нам в голову, это та, что явление это обязано своим возникновением какой-то совершенно естественной причине, потому что причина эта есть наиболее вероятная; тогда надо изыскивать причину эту с величайшей тщательностью и допустить вмешательство духов лишь при достаточном на то основании; то есть средство не делать себе иллюзий. Тот, например, кто, не имея никого вокруг себя поблизости, полу-чил бы пощечину или удар палкой по спине, видимо, не смог бы усомниться в присутствии некоего разумного существа.
Следует остеречься не только рассказов, кои могут быть, по меньшей мере, приукрашенными преувеличениями, но и собственных впечатлений, и не приписывать оккультного происхождения всему тому, что вам непонятно. Бесконечность очень простых и очень естественных причин может произвести следствия на первый взгляд странные, и было бы истинным предрассудком во всем видеть духов, занятых опрокидыванием мебели, битьем посуды, подстрекательством тысяча и одной домашней ссоры, кои более разумно отнести на счет нашей собственной неловкости.
Объясненье, даваемое движенью инертных тел, естественно относится ко всем самопроизвольным явлениям, кои мы только что рассмотрели. Шумы, хотя они и более сильны, нежели стуки, раздающиеся внутри стола, имеют одну и ту же причину: предметы оказываются брошенными или перемещенными той же силой, какая приподнимает всякий иной предмет. Одно обстоятельство даже приходит здесь в поддержку этой теории.
Можно было бы спросить себя, где находится медиум в подобных случаях. Духи сказали нам, что в подобных обстоятельствах всегда есть кто-то, чья энергия претворяется без его ведома. Самопроизвольные проявления редко происходят в местах действительно уединенных; они почти всегда случаются в обитаемых домах и лишь в силу присутствия некоторых лиц, оказывающих невольно определенное влияние; эти лица являются настоящими медиумами, сами того не сознающими, и коих мы по этой причине называем медиумами природными; они соотносятся с остальными медиумами так же, как природные сомнамбулы с сомнамбулами гипнотическими, и в той же мере достойны внимательного изучения.
Вольное или невольное вмешательство лица, одаренного особой способностью к производству этих явлений, кажется необходимым в большинстве случаев, хотя есть среди них и такие, где дух как бы действует сам; но тогда может оказаться, что он черпает животный флюид где-то в другом месте, а не у присутствующего лица. Это объясняет, почему духи, непрестанно нас окружающие, не производят ежемгновенных пертурбаций. Прежде нужно, чтобы сам дух хотел этого, чтоб у него была цель, побуждение, без этого он не сделает ничего.
Затем нужно, чтоб он нашел точно в том месте, где б он желал проявиться, лицо, способное ему содействовать, а это уже совпаденье, встречающееся довольно редко. Как только такое лицо появится, он появленьем его тут же воспользуется. Но, несмотря на соединенье благоприятных обстоятельств, ему еще может помешать в этом превосходящая его воля, коия не позволила б ему действовать по своему усмотрению. Ему может быть позволено сделать это лишь в определенных пределах и в случае, если б эти проявления были признаны полезными, пусть как средство убеждения либо как испытанье лицу, являющемуся их объектом.